Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Коми91.txt.18405
Коми

[СТАТЬЯ ("Все для Вас", № 35, 1999 г.)]
"ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ С РАБОТНИКАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 08.09.1999, № 35






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ С РАБОТНИКАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ

Вопрос 1: В связи с введением с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса РФ и отмененной статьи 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", отменена административная ответственность руководителей предприятий за неправильное удержание и несвоевременное перечисление удержанных сумм подоходного налога в бюджет. Привлекаются ли должностные лица налоговых агентов к административной ответственности за нарушение статьи 24 части первой Налогового кодекса РФ?
Ответ: Подпунктами 3 и 4 ст. 24 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет выплаченных налогоплательщиком доходов, удержанных и перечисленных в бюджет налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
При выявлении налоговыми инспекциями фактов нарушения налоговыми агентами перечисленных выше обязанностей, руководствуясь абзацем I пункта 12 статьи 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" налоговые инспекции привлекают должностных лиц налоговых агентов к административной ответственности за отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка или непредставление, несвоевременное представление документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, с наложением штрафа от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Вопрос 2: Можно ли применять к налогоплательщикам - организациям бесспорный порядок взыскания санкций за нарушение Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", вынесенных после 1 января 1999 года?
Ответ: Взыскание штрафных санкций, предусмотренных за нарушения Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", вынесенных как до, так и после 1 января 1999 года, с юридических лиц производится в бесспорном порядке, что подтверждается постановлением Конституционного Суда РФ от 12.05.98 г. № 14-П, которым Конституционный Суд РФ признал соответствующим Конституции РФ право налоговых органов взыскивать штрафы за нарушения Закона о применении ККМ с юридических лиц в бесспорном порядке.

Вопрос 3: Если налогоплательщик согласен с постановлением о привлечении к налоговой ответственности, подтвердил свое согласие письменно и выставил платежное поручение, которое не исполнено в связи с отсутствием на счете денежных средств, следует ли обращаться с иском в суд?
Ответ: Согласно статье 104 НК РФ в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявление о взыскании с данного лица налоговой санкции. Статьей 115 НК РФ установлен трехмесячный срок со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с исковым взысканием налоговой санкции.
Согласие налогоплательщика с постановлением о привлечении к налоговой ответственности и выставление им платежного поручения, которое не исполнено в связи с отсутствием на счете денежных средств, не являются обстоятельствами, приостанавливающими или исключающими взыскание налоговых санкций в судебном порядке, и не дают право налоговым органам производить взыскание налоговых санкций в бесспорном порядке.

Вопрос 4: Если отсутствует руководитель предприятия, может ли подписать акт налоговой проверки учредитель или главный бухгалтер?
Ответ: Пунктом 1 статьи 100 НК РФ прямо предусмотрено, что акт налоговой проверки подписывается руководителем проверяемой организации. В случае отсутствия руководителя (уволен, командировка) возможно подписание акта лицом, исполняющим обязанности руководителя (полномочия данного лица должны быть надлежащим образом подтверждены). Право подписывать акт другим должностным лицом организации (главному бухгалтеру), а также учредителям, которые согласно ст. 56 ГК РФ не отвечают по обязательствам юридического лица, Налоговым Кодексом РФ не представлено.

Вопрос 5: Согласно ст. 87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика. Означает ли это, что предприятие в этом случае обязательно проверяется за три года деятельности, предшествовавших году проведения проверки, или возможна проверка только за ранее непроверенный период?
Ответ: В случае ликвидации (реорганизации) предприятия ст. 87 НК РФ допускает возможность проведения повторной выездной налоговой проверки. При отсутствии такой необходимости проверка может быть проведена только за ранее непроверенный период.

Вопрос 6: По результатам выездной налоговой проверки налоговые санкции, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 120 НК РФ, применяются по каждому виду налогов или в целом по проверке один раз?
Ответ: Предусмотренная пунктами 1 и 2 статьи 120 НК РФ ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения применяется по результатам выездной налоговой проверки один раз. При этом следует иметь в виду, что применение по результатам проверки пункта 2 исключает одновременное применение пункта 1 указанной статьи и наоборот.

Вопрос 7: Обязательно ли представление налоговой декларации при отсутствии налогооблагаемой базы?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, если у налогоплательщика в каком-либо периоде отсутствует налогооблагаемая база по тем налогам, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах плательщик обязан уплачивать, это не освобождает налогоплательщика от обязанности представлять налоговые декларации.
В то же время, если у плательщика отсутствуют объекты налогообложения по отдельным налогам (например, плательщик не является земле- или недропользователем, не реализует подакцизные товары, не осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса и т.д.), то он не обязан представлять налоговые декларации по этим видам налогов.

Вопрос 8: Каков порядок освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности, если он выполнял устные (или письменные) указания налогового инспектора?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции согласно подпункту 3 пункта 1 статьи III НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, если налогоплательщик выполнял письменные указания или разъяснения, данные налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, выносится постановление об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения со ссылкой на пункт 2 статьи 109 НК РФ.
Выполнение устных указаний налогового инспектора к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения не относится, и, следовательно, не освобождает налогоплательщика от привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вопрос 9: Можно ли отнести незначительные суммы доначислений по результатам налоговых проверок к обстоятельствам, смягчающим ответственность? Имеются ли ограничения кратности уменьшения налоговых санкций при наличии смягчающих ответственность обстоятельствах?
Ответ: Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотрен статьей 112 НК РФ. Перечень указанных обстоятельств не является исчерпывающим, поэтому налоговым органом или судом смягчающими ответственность могут быть признаны и иные обстоятельства. Незначительный размер доначислений можно рассматривать как обстоятельство, смягчающее ответственность, однако при внесении постановления применение статьи 114 НК РФ должно быть соответствующим образом мотивировано.
Согласно статье 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса. Максимальный размер снижения налоговых санкций при наличии смягчающих обстоятельств Кодексом не предусмотрен; данный вопрос решается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, принимающего решения.

Вопрос 10: В ходе выездной налоговой проверки было установлено непредставление расчета по налогу и неуплата налога. Следует ли представление расчета по налогу рассматривать как занижение налогооблагаемой базы и можно ли одновременно с ответственностью, предусмотренной пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ, применить налоговые санкции, предусмотренные статьей 122 НК РФ?
Ответ: Пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушения срока представления налоговой декларации, а статьей 122 - за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, то есть указанными статьями предусмотрена ответственность за различные налоговые правонарушения. Само по себе непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации еще не свидетельствует о занижении налогооблагаемой базы, и, следовательно, применение пунктов 1, 2 статьи 119 НК РФ не означает автоматическое применение статьи 122 НК РФ. В случае непредставления налоговой декларации вопрос о применении ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, решается в каждом конкретном случае в зависимости от ситуации, при этом вывод о занижении налогооблагаемой базы делается на основании данных бухгалтерского учета.

Отдел
правового обеспечения

Отдел
нарушения
налоговой дисциплины
и взаимодействия с
правоохранительными органами


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru