МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прокуратуры РК
"ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ, РАЙОННОЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЛАСНОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ, РАЙОННОЙ,
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ГЛАСНОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данные рекомендации основаны на анализе требований, содержащихся в приказе Генерального прокурора РФ № 38 от 29.11.93, приказе прокурора РК № 32 от 28.04.97 "О мерах по расширению и углублению деловых отношений и контактов со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей", приказе Генерального прокурора РФ № 34 от 26.06.97 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью".
I. Основные требования по обеспечению гласности:
- Систематически информировать общественность о состоянии законности, мерах, предпринимаемых прокуратурой по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка, и действиях, осуществляемых прокуратурой в связи с отдельными преступлениями и происшествиями, имеющими особую общественную значимость и получившими большой общественный резонанс.
- Установить деловые и творческие связи с редакциями средств массовой информации и общественностью.
- Использовать возможности средств массовой информации, потенциал творческих союзов и общественных организаций для формирования положительного общественного мнения о деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
- При наличии целесообразности сообщать в средствах массовой информации об основаниях возбуждения отдельных уголовных дел, предъявлении обвинения и избрании мер пресечения в отношении лиц, безусловно причастных к совершению преступлений, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.
- Сведения, приводимые в публикациях и выступлениях работников прокуратуры, должны быть тщательно проверены, юридически точны, выдержаны в корректных формулировках и лишены излишней эмоциональности.
- Не допускать бессодержательных выступлений, неуместной сенсационности и тенденциозности.
- Использовать средства массовой информации для обеспечения гласности деятельности прокуратуры в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона, не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и организаций.
Следует помнить, что в значительной степени именно в зависимости от активной работы со средствами массовой информации, уровня содержательности и подготовленности публикаций и выступлений работников прокуратуры у большинства законопослушных граждан, не сталкивающихся с деятельностью прокуратуры в своей обыденной жизни, формируется мнение о работе прокуратуры в целом, и это определяет их позицию во взаимодействии с правоохранительными органами.
Таким образом, выполнение стоящих перед прокуратурой задач по борьбе с нарушениями закона в значительной мере обусловлено надлежащей организацией работы в данном направлении прокурорской деятельности.
II. Основные направления организации работы
по обеспечению гласности
Организатором и координатором деятельности оперативных работников городской, районной и специализированной прокуратуры по обеспечению гласности и установлению деловых связей со средствами массовой информации и общественностью является соответствующий прокурор. Он должен придавать указанной деятельности надлежащую значимость с тем, чтобы каждый оперативный работник в соответствии с требованиями директивных указаний рассматривал работу по обеспечению гласности и связей с общественностью в качестве одной из основных своих служебных обязанностей.
Выполнение оперативными работниками работы по обеспечению гласности и установлению связей с общественностью должно оцениваться при заслушивании отчетов о выполнении ими своих служебных обязанностей, учитываться при обсуждении на оперативных совещаниях проектов аттестаций и будет приниматься во внимание аттестационной комиссией.
При организации работы по обеспечению гласности и установлению связей с общественностью прокурор:
- устанавливает порядок публикации материалов прокурорской и следственной практики;
- планирует работу и дает поручения о подготовке тех или иных статей и выступлений по материалам, имеющим особую общественную значимость и о событиях, получивших большой общественный резонанс;
- решает вопросы о предоставлении информации и ее объеме по запросам средств массовой информации;
- осуществляет контроль за достоверностью публикаций, выполненных по материалам прокуратуры, и соблюдением в них допустимых пределов гласности, обеспечивает соблюдение охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, имеющих отношение к материалам публикаций;
- учитывает требования директивных указаний о том, что официальные сообщения от имени прокуратуры Республики Коми в средства массовой информации направляются только по согласованию с прокурором республики и только через его старшего помощника по связям со средствами массовой информации и общественностью.
Кроме того в прокуратуре должны быть обеспечены:
- подготовка самостоятельных публикаций оперативных работников по осуществляемому виду надзорной деятельности;
- систематизация (подборка) выступлений прокурорских работников данной прокуратуры, опубликованных в средствах массовой информации;
- направление копий данных статей и информаций, опубликованных в городских, районных СМИ, старшему помощнику прокурора РК по связям со СМИ и общественностью;
- ведение первичного учета деятельности по расширению гласности в специальном журнале;
- составление статистической отчетности, отражающей работу прокуроров по освещению в СМИ и перед общественностью деятельности прокуратуры (раздел 8 отчета прокурора).
При этом надо исходить из того, что в соответствии с Инструкцией по статистической отчетности о работе прокурора, утвержденной 06.11.97, учету в строке 5 подлежат также выступления, подготовленные журналистами на основе материалов прокурорско - следственной практики.
Непосредственная работа по обеспечению взаимодействия со средствами массовой информации, подготовке публикаций, их учету и т.п., с учетом конкретных условий и состава сотрудников прокуратуры, может быть возложена прокурором на одного из оперативных работников, что должно быть отражено в распоряжении о распределении обязанностей по прокуратуре. Однако возложение некоторых организационных функций в работе по обеспечению гласности на одного из сотрудников не освобождает других оперативных работников от непосредственного и активного участия в данном направлении прокурорской деятельности.
Для правильной организации работы в городской, районной, специализированной прокуратуре следует использовать положительный опыт, накопленный прокуратурой г. Сыктывкара, Сыктывдинского района (см. Информационные письма прокуратуры РК от 23.06.97 за № 40-2, от 17.04.95 за № 22-12, а также опыт Навашинской райпрокуратуры Нижегородской области, опубликованный в журнале "Законность" № 11-9 стр. 28).
Методические рекомендации составлены старшим помощником прокурора Республики Коми по связям со средствами массовой информации и общественностью Цыганковой Е.И. и согласованы с членами консультативно - методического совета прокуратуры Республики Коми.