Действие Программы, утвержденной данным документом, было продлено до 2002 года Указом Главы РК от 09.09.1999 № 362.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 30 сентября 1997 г. № 270
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ПЕЧОРЫ И ПОДЧИНЕННОЙ ЕМУ ТЕРРИТОРИИ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
В целях создания условий для стабилизации и развития экономики и социальной сферы города Печоры и подчиненной ему территории постановляю:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития города Печоры и подчиненной ему территории на 1998 - 2000 годы (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1998 - 2000 годы предусмотреть выделение средств для финансирования мероприятий Программы.
3. Руководителям министерств, ведомств республики и администрации Печорского района обеспечить осуществление комплекса мер по реализации утвержденных приоритетных направлений оздоровления и развития экономики и социальной сферы района, раз в полугодие представлять в Министерство экономики Республики Коми информацию по выполнению Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Министерство экономики Республики Коми.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 30 сентября 1997 г. № 270
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
ПЕЧОРЫ И ПОДЧИНЕННОЙ ЕМУ ТЕРРИТОРИИ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ПЕЧОРЫ И ПОДЧИНЕННОЙ ЕМУ ТЕРРИТОРИИ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
Наименование Программа социально-экономического
Программы развития города Печоры и подчиненной ему
территории на 1998 - 2000 годы
Основание для Поручение Главы Республики Коми в
разработки Программы соответствии с основными направлениями
экономической и социальной политики
Правительства Республики Коми на
1997 - 1998 годы
Заказчик Программы Администрация города Печоры
Цели и задачи Разрешение существующих проблем в
Программы экономике города Печоры, создание
условий для дальнейшего развития и
увеличения объемов промышленного и
сельскохозяйственного производства,
улучшения положения в социальной сфере
Сроки реализации 1998 - 2000 годы
Программы
Исполнители Администрация города Печоры,
Программы министерства и ведомства Республики Коми
Объемы и источники Общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы составит: 846683,3 млн. рублей
Программы и 54,5 млн. долларов США, из которых
2360 млн. рублей - федеральный бюджет,
76280 млн. рублей - республиканский
бюджет Республики Коми, 175609 млн.
рублей - городской бюджет, 489481,4 млн.
рублей и 53,83 млн. долларов США -
собственные средства предприятий,
104952,8 млн. рублей и 684 тыс. долларов
США - другие источники
Ожидаемые конечные Преодоление кризисного состояния
результаты экономики, увеличение объемов
реализации Программы промышленного производства и
сельскохозяйственной продукции,
снижение социальной напряженности в
районе
Система организации Информация о ходе реализации программных
контроля за мероприятий представляется исполнителями
исполнением Программы в Министерство экономики Республики Коми
по результатам каждого полугодия
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА ПЕЧОРЫ
И АДМИНИСТРАТИВНО ПОДЧИНЕННОЙ
ЕМУ ТЕРРИТОРИИ
Печорский район (в настоящее время имеет статус территории, подчиненной администрации города Печоры) образован 11 марта 1941 г. Расположен в северо-восточной части Республики Коми, граничит с Ижемским, Усинским, Интинским, Вуктыльским районами и Ханты-Мансийским автономным округом Тюменской области.
Территория района - 28,9 тыс. кв.км. Население на 1 января 1997 г. насчитывало 88,1 тыс. человек, из них 78 тысяч (89 проц.) - городское. Плотность населения на 1 кв.км - 3,1 человека. Число административно-территориальных единиц - 36, в том числе 6 рабочих поселков и 8 сельсоветов.
Главной водной артерией района является река Печора.
Климат района умеренно континентальный, характеризуется длительной умеренно суровой зимой.
На территории района находится национальный природный парк "Югыд ва" (с 1990 г.), охватывающий район Приполярного Урала.
Недра Печорского района богаты полезными ископаемыми, в том числе горючими (нефть, газ, битум), неметаллическими (известняк, кирпичные глины, песок, гравий, асбест, поделочные камни), металлическими (медные руды, железо, золото, ванадий, марганец).
Одно из главных богатств района - лес. Сырьевая база располагает 160 млн. куб.м древесины, из них 137 млн. (86 проц.) - спелые и переспелые леса, на хвойные породы приходится 93 проц. запасов древесины. Расчетная лесосека составляет около 1,2 млн. куб.м.
Печора - город (с 1949 г.) республиканского подчинения. Он расположен на правом берегу реки Печоры в 588 км от г. Сыктывкара.
Основными отраслями экономики города и района являются: промышленность, транспорт, связь, капитальное строительство, сельское хозяйство, геология, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство.
Наиболее крупными предприятиями промышленности являются: ДАО "Печорская ГРЭС", ДАО "Печорские электрические сети", АЭК "Комиэнерго", АООТ "Каджеромский леспромхоз", Печорская база АО "Печорлеспром", СП "Печоранефтегаз", АО "Компания Байтек-Силур", Кожвинский щебеночный завод, АО "Печорский ДСК", ООО "Завод ЖБИ", АО "Молкомбинат "Печорский".
В районе функционирует 4 совхоза: "Печора", "Кедровый Шор", "Восковец", "Соколовский". Ведущее место в структуре производства сельхозпродукции занимает животноводство. На долю Печорского района приходится 2-3 проц. валовой продукции сельского хозяйства республики.
1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
ГОРОДА И РАЙОНА
Социально-экономическая ситуация города и административно подчиненной ему территории за шесть месяцев 1997 года остается крайне сложной, несмотря на наличие таких преимуществ, по сравнению с другими регионами, как развитость транспортной сети, обеспеченность сырьевыми, трудовыми ресурсами и принимаемые меры по снижению действия негативных факторов, возникающих в результате осуществляемых экономических преобразований, на уровне администрации и хозяйствующих субъектов города.
Она характеризуется начавшимся после 1992 года спадом объемов производства, старением основных фондов, ростом цен, увеличением числа безработных, ухудшением состояния материально-технической базы в отраслях социальной сферы и по оказанию услуг населению.
За прошедшие пять лет спад производства в районе отмечается большей глубиной, чем в целом по республике.
Промышленными предприятиями района в 1996 году было произведено продукции на 1031 млрд. рублей, при этом индекс физического объема промышленного производства составил 83,7 проц. к уровню 1995 года (в целом по республике - 91,4 проц.). Такая тенденция сохранилась и в первом полугодии 1997 г.
Доминирующее место в структуре промышленности занимает электроэнергетика, на долю которой приходится 70,6 проц. объема промышленной продукции, на лесную отрасль - 8,4 проц., на пищевую - 7,4 проц., на нефтедобывающую - 5,8 проц., промышленность стройматериалов - 5,4 проц. Незначительная доля приходится на легкую промышленность и машиностроение.
За последние четыре года произошло значительное снижение объемов производства, за исключением нефтедобывающей отрасли.
За последние пять лет резко сократились объемы производства в электроэнергетике. В частности, по сравнению с 1992 годом производство электроэнергии в районе сократилось в 1,6 раза. Печорской ГРЭС в 1996 году произведено 2619 млн. кВт.ч. электроэнергии, что на 5,9 проц. меньше уровня предыдущего года. Производственные мощности предприятий используются с неполной загрузкой, как из-за отсутствия сбыта продукции, так и по причине большого износа основных фондов.
Просроченная задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 1 июля 1997 г. на предприятиях отрасли достигла 18,8 млрд. рублей и составила 86,7 проц. от всей просроченной задолженности промышленных предприятий района.
Лесная отрасль является одной из ведущих отраслей промышленности города и административно подчиненной ему территории. Численность работающих в данной отрасли составляет 37 процентов от общего числа работающих в промышленности.
Район располагает достаточным лесосечным фондом. Годовая расчетная лесосека составляет 1,2 млн. куб.м древесины. На предприятиях и организациях данной отрасли завершаются организационно-структурные преобразования. Наряду с ранее действовавшими предприятиями, сформировались и приступили к выпуску продукции новые, такие как АО "Атланта", СП "Норд Вуд", СП "Медсервис-Интернешенл". В рамках реструктуризации предприятий практически закончена передача социальной сферы лесных поселков в муниципальную собственность города.
Вместе с тем, положение в данной отрасли остается крайне сложным. В сравнении с 1992 годом производство деловой древесины сократилось в 5,1 раза и составило в 1996 году 136 тыс. куб.м, производство пиломатериалов уменьшилось в 4,3 раза и составило 36 тыс. куб.м. Освоение расчетной лесосеки за последние 4 года составляет менее 45 процентов. Основной причиной падения объемов производства является падение спроса на реализуемую продукцию. На всех предприятиях наблюдается значительный износ основных фондов, который на большинстве из них составляет свыше 70 процентов.
Имеющееся оборудование по деревообработке не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, в связи с чем она реализуется по низким ценам. В результате низкой рентабельности предприятия испытывают дефицит собственных оборотных средств, финансовое состояние остается очень сложным; у всех имеется задолженность по налоговым платежам и во внебюджетные фонды, задолженность по заработной плате. Все это не позволяет предприятиям направить достаточно средств на модернизацию производства, обновление основных фондов.
При наличии качественных песчано-гравийных смесей, пригодных для всех видов строительных работ, в том числе для производства высококачественного бетона, их добыча сократилась с 26 тыс. куб.м до 11 тыс. куб.м (24 раза), производство щебня уменьшилось в 5 раз. Значительно сократили производство судостроительный завод, домостроительный комбинат и швейная фабрика "Пихта".
В то же время в районе увеличивается добыча нефти. За 6 месяцев 1997 года добыто 115,7 тыс. тонн нефти, по сравнению с прошлым годом ее производство возросло в 1,7 раза. На территории района разрабатывается Кыртаельское месторождение (извлекаемые запасы 16,2 млн. тонн). Из разрабатываемых месторождений наиболее значительными запасами располагают Пыжъельское, Восточно-Сотчемью-Талыйюское, Южно-Кыртаельское и Сотчемьюское.
Добыча газа осуществляется на Печорагородском и Печоракожвинском месторождениях.
За последние годы на предприятиях промышленности резко сократилось производство продовольственных товаров. Объемы производства мяса в 1996 году сократились по сравнению с предыдущим годом на 41 проц., колбасных изделий - на 46 проц., сметаны - на 55 проц., кондитерских изделий - на 45 проц., макаронных изделий - на 68 проц., хлеба и хлебобулочных изделий - на 19 проц. Тенденция снижения объемов производства сохранилась и в первом полугодии 1997 г.
Сложной остается ситуация в сельском хозяйстве. Ведущее место в структуре сельхозпродукции занимает животноводство.
Производство продукции животноводства в районе ежегодно сокращается. В 1996 году было произведено мяса в живом весе на 0,6 тыс. тонн (на 33 проц.) меньше уровня 1992 года, молока - на 4,3 тыс. тонн (в 2,1 раза). Снижение объемов производства продукции животноводства вызвано сокращением численности скота по сравнению с 1991 годом, в частности: крупнорогатого скота - в 1,8 раза, свиней - в 4,2 раза, овец - в 1,8 раза. Кроме того, на объемах производства сказалось снижение продуктивности скота, ухудшение показателей воспроизводства стада.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 1996 года во всех категориях хозяйств составила 1,9 тыс. га. В структуре посевов ведущее место занимают кормовые культуры 68 проц., картофель - 31,3 проц., на овощи открытого грунта приходится 0,7 проц. площадей. Валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств составил в 1996 году 5,3 тыс. тонны, по сравнению с 1995 годом рост - 104 проц. Овощей открытого и закрытого грунта в районе выращено 176 тонн, в том числе 167 тонн - в хозяйствах населения.
На 1 июля 1997 г. в районе числится 31 фермерское хозяйство, за ними закреплено 283 га сельхозугодий. Однако фермерские хозяйства не играют в экономике района заметной роли. Финансовые трудности вынуждают фермеров заниматься другими видами деятельности. В результате сельхозпродукция производилась только половиной крестьянских хозяйств.
Основными проблемами, сдерживающими стабильное функционирование и развитие предприятий агропромышленного комплекса, являются:
несоответствие существующей структуры сельхозпредприятий условиям развития рыночных отношений;
низкая конкурентоспособность продукции;
старение основных производственных фондов.
За пять лет объем инвестиций на территории Печорского района сократился в 4,9 раза. Объем капитальных вложений уменьшился по сравнению с 1996 годом на 10 проц. Отмечается резкий спад капитальных вложений в отрасли непроизводственной сферы.
Анализ сложившейся системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства города показал, что ежегодно на его содержание выделяется 30 - 40 проц. от необходимой суммы покрытия убытков. Так, УМП "Печоржилкомхоз" при расчетных потребностях финансирования в объеме 156 млрд. рублей, выделено на 1997 год 56 млрд. рублей (35,9 проц.).
На подготовку к зиме жилищно-коммунального хозяйства города централизованно выделено 6,3 млрд. рублей, на установку приборов учета - 3,4 млрд. рублей.
На территории района значительно сократились объемы жилищного строительства. В сложной ситуации находятся объекты водо- и теплоснабжения города и района.
Снижаются объемы как грузовых, так и пассажирских перевозок.
Финансовое положение предприятий района сложное. 35 проц. предприятий района в 1997 году являются убыточными. Возросли просроченные платежи предприятий по их обязательствам.
По состоянию на 1 июня 1997 г. кредиторская задолженность предприятий составила 823 млрд. рублей, из нее просроченная - 632 млрд. рублей или 76,8 проц. и превысила дебиторскую задолженность на 191 млрд. рублей, или в 1,3 раза.
Характерным для района является значительное снижение темпов роста налоговых поступлений.
По состоянию на 1 июля 1997 г. недоимка в бюджеты всех уровней составила 182,2 млрд. рублей, в том числе в федеральный - 90 млрд. рублей, республиканский - 34,6 млрд. рублей, в местный - 57,6 млрд. рублей. За 6 месяцев 1997 года недоимка увеличилась в 1,4 раза.
Город Печора испытывает недостаток в собственных средствах и является дотационным из республиканского бюджета Республики Коми.
Изменения, происходящие в экономике района, оказали серьезное влияние на развитие демографических и миграционных процессов, обострение проблем занятости, доходы населения, функционирование социальной инфраструктуры.
Численность экономически активного населения на 1 июля 1997 г. составила 41 тыс. человек, или 44 проц. общей численности населения района. За последние пять лет численность населения города и района уменьшилась на 4,8 тыс. человек. Снижение обусловлено естественной его убылью и миграционным оттоком. Миграционная убыль населения за 5 лет составила более 4 тыс. человек.
В результате обострения демографической ситуации произошли негативные изменения в возрастной структуре населения, сократилась доля граждан трудоспособного возраста и детей. Увеличилась экономическая нагрузка на трудоспособное население со стороны нетрудоспособного. На 1000 человек трудоспособного населения приходится 207 пенсионеров.
Остается напряженной ситуация на рынке труда района. Уровень официальной безработицы (на 1 января 1997 г. - 6,52 проц. и на 1 июля 1997 г. - 6,8 проц.) повысился за 6 месяцев 1997 года на 0,3 проц., число официально зарегистрированных безработных возросло за 1 полугодие 1997 г. на 111 человек и составляет 2726 человек.
Несмотря на сложную финансово-экономическую обстановку, в районе обеспечивается сравнительно устойчивая работа учреждений образования, здравоохранения, спорта и культуры. В то же время, при сохранении сети общеобразовательных учреждений численность учащихся по сравнению с 1993 годом сократилась на 4 проц. Из 39 школ более половины требуют капитального ремонта, 11 проц. находятся в аварийном состоянии.
Происходит сокращение детских дошкольных учреждений, их число уменьшилось за последние годы на 25 проц., а число детей, их посещающих, - на 27 проц. Одной из причин этого является снижение рождаемости в районе, а зачастую и отказ родителей от услуг детских учреждений из-за невозможности оплаты содержания в них детей. Другая причина - недостаток финансирования на содержание детских дошкольных учреждений.
Наблюдается снижение обеспеченности населения района врачами и средним медицинским персоналом. По обеспеченности больничными койками город Печора занимает 6 место в республике, по уровню первичной заболеваемости - 5 место.
Город располагает сетью культурных учреждений: 24 клубных учреждения, 23 библиотеки, 11 киноустановок, 1 краеведческий музей, 3 детских музыкальных школы.
Для социального обслуживания населения в городе создано отделение социальной помощи на дому. Работают два дома ветеранов и социальный приют для детей.
Исходя из приведенного анализа социально-экономической ситуации в районе, можно сделать вывод, что для смягчения социальной напряженности и создания условий для нормального функционирования экономики и социальной сферы города и подчиненной ему территории необходимо принятие неотложных мер, ориентированных, прежде всего, на ввод новых и модернизацию действующих производственных мощностей в нефтяной отрасли, геологоразведке, транспорте, лесной и деревообрабатывающей промышленности, организацию производства конкурентоспособной промышленной и сельскохозяйственной продукции, финансовое оздоровление предприятий.
В то же время, по причине ограниченных финансовых возможностей городского бюджета и отсутствия собственных средств у предприятий реализация указанных мер без поддержки на республиканском уровне невозможна. Поэтому возникает необходимость в разработке целевой программы социально-экономического развития города Печоры, предусматривающей мероприятия, направленные на решение проблем в материальном производстве и социальной сфере.
2. ЦЕЛЬ И СРОКИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель Программы
Основной целью Программы является создание предпосылок для оздоровления и развития экономики и социальной сферы Печорского района, обеспечение увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства, и на этой основе снижение дефицита городского бюджета.
Это предполагается осуществить за счет:
реструктуризации задолженности предприятий и организаций по кредитам и платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
реорганизации ДАО "Печорская ГРЭС";
реконструкции и строительства линий электропередачи;
осуществления комплекса мер по добыче нефти и газа;
строительства автомобильных дорог;
строительства нового железнодорожного пассажирского вокзала;
ввода новых и модернизации действующих мощностей по заготовке и переработке древесины;
проведения технического перевооружения предприятий нефтяной и энергетической отраслей с целью внедрения совместных технологий и производства конкурентоспособной продукции;
создания сельскохозяйственным производителям всех форм собственности условий для наращивания объемов производства сельхозпродукции и продуктов их переработки;
наращивания объемов заготовки и переработки древесины;
реорганизации жилищно-коммунального хозяйства;
укрепления материально-технической базы социальной сферы.
2.2. Срок реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут реализованы в 1998 - 2000 годах.
2.3. Заказчик Программы
Заказчиком Программы является администрация города Печоры.
3. КОМПЛЕКС МЕР ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ
ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РАЙОНА
3.1. Электроэнергетика
Основными направлениями развития электроэнергетики района являются:
организационно-структурные преобразования;
увеличение загрузки ДАО "Печорская ГРЭС";
улучшение и повышение надежности теплоснабжения города и электрообеспечения населенных пунктов района;
проведение взаиморасчетов за отпущенную электроэнергию по долгам в бюджеты всех уровней;
реструктуризация задолженности действующих предприятий по кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Осуществления данных мероприятий предполагается достичь за счет реализации следующих мероприятий:
3.2. Нефтедобыча, геологоразведочные работы
Одним из приоритетных направлений развития экономики района является увеличение нефтегазодобычи.
Перспектива развития нефтедобычи даст возможность добывать ежегодно до 1,329 млн. тонн нефти и 300 млн. кубометров газа.
Это предполагается достичь за счет привлечения инвестиций в район на осуществление геологоразведочных работ, создание новых мощностей по добыче нефти и газа, модернизацию действующих. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
3.3. Строительство автодорог
Приоритетными направлениями в строительстве дорог являются:
автодорога "Печора - Чикшино - Ухта";
автодорога "Печора - Усть - Уса - Усинск".
Осуществление дорожного строительства предполагает:
выход Печорского района на юг Республики Коми и далее в Российскую Федерацию;
круглогодичную связь труднодоступных населенных пунктов с городом Печорой;
содействие развитию сельского хозяйства и предприятий нефтегазового комплекса района.
Это предполагается осуществить за счет строительства следующих объектов:
3.4. Транспорт и связь
Основными направлениями развития транспорта и связи в районе являются:
укрепление материально-технической базы предприятий транспорта и связи;
структурные изменения на предприятиях железнодорожного и воздушного транспорта.
Это предполагается осуществить за счет следующих мероприятий:
3.5. Лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасли
Приоритетными направлениями стабилизации работы предприятий лесной отрасли являются:
ввод новых и модернизация действующих производственных мощностей по заготовке и переработке древесины;
организация производства новых конкурентоспособных видов продукции;
укрепление производственно-хозяйственных связей с предприятиями и организациями района и республики;
развитие предприятий малого бизнеса по заготовке и переработке древесины;
финансовое оздоровление действующих предприятий;
реструктуризация их задолженности по кредитам, налоговым платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Реализацию этих направлений предполагается осуществить за счет следующих мероприятий:
3.6. Агропромышленный комплекс
Стабилизацию экономики сельского хозяйства района предполагается осуществить на основе совершенствования хозяйственного механизма развития АПК, укрепления материально-технической базы, совершенствования хозяйственных связей.
Целью преобразования сельского хозяйства является увеличение производства и поставки на рынки республики конкурентоспособной сельхозпродукции.
Выделяются следующие приоритетные направления этой работы:
проведение реорганизации предприятий сельского хозяйства района и приведение их статуса в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации;
финансовое оздоровление действующих предприятий;
осуществление работ по земельной реформе и землеустройству;
сохранение маточного поголовья и увеличение племенного молодняка крупного рогатого скота холмогорской породы;
создание межхозяйственного объединения по реализации и переработке сельхозпродукции.
Это предполагается осуществить за счет реализации следующих мероприятий:
3.7. Жилищно-коммунальное хозяйство
Основными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) являются:
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня их оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения;
совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование организаций по управлению жилым фондом, переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья, формирование органов самоуправления жилым фондом (создание товариществ собственников жилья).
Ключевым звеном преобразования ЖКХ в 1998 - 2000 годах будет реформа системы оплаты жилья.
Одновременно будут решаться такие вопросы, как:
изменение системы предоставления жилищных субсидий и льгот;
укрепление материально-технической базы объектов водо- и теплоснабжения;
упорядочение сноса ветхого жилья и т.д.
Мероприятия по осуществлению реформирования и укреплению материально-технической базы жилищно-коммунальных хозяйств приведены ниже.
3.7.1. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства г. Печоры
3.8. Социальное развитие
Сложившаяся в городе и административно подчиненной ему территории ситуация требует принятия мер, направленных на сдерживание негативных тенденций в социальной сфере и стабилизацию положения на рынке труда. Одним из приоритетов Программы является обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы. Действия служб занятости позволят обеспечить защиту безработных и стимулировать их к различным формам занятости, в том числе и к участию в общественных и временных работах. Продолжится практика установления квот на рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Реализация программных мероприятий в части социальной защиты населения позволит укрепить материально-техническую базу данной службы, повысить уровень социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, ветеранов.
В целях повышения качества медицинского обслуживания предусматривается финансовая поддержка в решении проблем материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, приобретения оборудования, совершенствования диагностической и лечебно-профилактической помощи. Ввод в эксплуатацию 1 очереди детской больницы позволит значительно улучшить качество медицинского обслуживания детского населения города.
Снижению социальной напряженности будет способствовать также реализация мероприятий Программы в сфере образования, предусматривающих создание надежных гарантий для реализации образовательных потребностей всех граждан, обеспечение выполнения государственного стандарта общего и профессионального образования, повышение эффективности использования финансовых ресурсов в области образования, повышение их адресности (персонификация).
Сохранение и развитие культурных и национальных традиций на основе укрепления материально-технической базы культуры позволят повысить интерес к посещению Домов культуры, библиотек, музея, самодеятельных коллективов и улучшить социальное самочувствие населения.
Основные мероприятия по осуществлению приоритетных направлений нормализации положения в социальной сфере города следующие:
3.8.1. Занятость населения
----------------------------------------T-------T----------------------T--------T-----------------¬
¦ ¦Объем ¦ Источники ¦Сроки ¦ Ответственные ¦
¦ ¦финан- ¦ финансирования ¦испол- ¦ за исполнение ¦
¦ ¦сиро- ¦ ¦нения ¦ ¦
¦ ¦вания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млн. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-------+----------------------+--------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---------------------------------------+-------+----------------------+--------+-----------------+
¦1. Профессиональная подготовка и ¦ 300 ¦Государственный фонд ¦1998 - ¦Центр занятости ¦
¦переподготовка безработных граждан ¦ ¦занятости населения ¦2000 гг.¦населения города,¦
¦150 чел. (50 чел. ежегодно) ¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦Минтруд РК ¦
¦ ¦ ¦(ГФЗН) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Оказание профориентационных ¦ - ¦ - ¦1998 - ¦Центр занятости ¦
¦услуг 700 чел. ежегодно ¦ ¦ ¦2000 гг.¦населения города,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минтруд РК ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Организация общественных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 300 чел. ¦ 26 ¦ГФЗН ¦1998 г. ¦Администрация и ¦
¦ 350 чел. ¦ 30 ¦-"- ¦1999 г. ¦центр занятости ¦
¦ 400 чел. ¦ 35 ¦-"- ¦2000 г. ¦населения города,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минтруд РК ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Организация временных работ для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦несовершеннолетних лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 205 чел. ¦ 17 ¦ГФЗН ¦1998 г. ¦ ¦
¦ ¦ 17 ¦средства работодателей¦ ¦Администрация и ¦
¦ 210 чел. ¦ 18 ¦ГФЗН ¦1999 г. ¦центр занятости ¦
¦ ¦ 18 ¦средства работодателей¦ ¦населения города,¦
¦ 215 чел. ¦ 19 ¦ГФЗН ¦2000 г. ¦Минтруд РК ¦
¦ ¦ 19 ¦средства работодателей¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Развитие предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности и самозанятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 700 чел. ежегодно, ¦ ¦ ¦1998 - ¦Администрация и ¦
¦ в том числе среди безработных: ¦ ¦ ¦2000 гг.¦центр занятости ¦
¦ 15 чел. ¦ 8 ¦ГФЗН ¦1998 г. ¦населения города,¦
¦ 15 чел. ¦ 9 ¦ГФЗН ¦1999 г. ¦Минтруд РК ¦
¦ 20 чел. ¦ 10 ¦ГФЗН ¦2000 г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Квотирование рабочих мест для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социально незащищенных категорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безработных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 60 чел. ¦ 20 ¦ГФЗН ¦1998 г. ¦Администрация и ¦
¦ 65 чел. ¦ 25 ¦ГФЗН ¦1999 г. ¦центр занятости ¦
¦ 70 чел. ¦ 30 ¦ГФЗН ¦2000 г. ¦населения города,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минтруд РК ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Материальная поддержка ¦ ¦ ¦ ¦Администрация и ¦
¦безработных граждан ¦ ¦ ¦ ¦центр занятости ¦
¦Всего 8080 чел. ¦ 6535 ¦ГФЗН ¦1998 г. ¦населения города,¦
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦Минтруд РК ¦
¦пособия по безработице 8000 чел.¦ 6500 ¦ ¦ ¦ ¦
¦досрочные пенсии 5 чел.¦ 25 ¦ ¦ ¦ ¦
¦оздоровление детей безработных 75 чел.¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего 8080 чел.¦ 7235 ¦ -"- ¦1999 г.¦Администрация и ¦
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦центр занятости ¦
¦пособия по безработице 8000 чел.¦ 7200 ¦ ¦ ¦населения города,¦
¦досрочные пенсии 5 чел.¦ 25 ¦ ¦ ¦Минтруд РК ¦
¦оздоровление детей безработных 75 чел.¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего 8080 чел.¦ 7835 ¦ -"- ¦2000 г. ¦Администрация и ¦
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦центр занятости ¦
¦пособия по безработице 8000 чел.¦ 7800 ¦ ¦ ¦населения города,¦
¦досрочные пенсии 5 чел.¦ 25 ¦ ¦ ¦Минтруд РК ¦
¦оздоровление детей безработных 75 чел.¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------+-------+----------------------+--------+------------------
В целях оздоровления финансового состояния предприятий города Печоры предполагается:
разработать комплекс мер по реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также по погашению задолженности по заработной плате;
ужесточить контроль за правильным и целевым использованием бюджетных средств для улучшения исполнения бюджета города Печоры, собираемости налогов, рационализации структуры бюджета;
рассмотреть возможности увеличения неналоговых доходных источников за счет поступлений от продажи и аренды государственного имущества;
вывод в республиканский резерв неиспользуемых основных фондов.
5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование соответствующих мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет бюджетных средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, местного бюджета, собственных средств предприятий и привлечения кредитных ресурсов. Общий объем финансирования Программы составит 846883,3 млн. рублей и 54,5 млн. долларов США, из них 2360 млн. рублей - из федерального бюджета, 74280 млн. рублей - из республиканского бюджета, 175609,4 млн. рублей - из городского бюджета, 489481,4 млн. рублей и 53,83 млн. долларов США - средства предприятий, 104952,8 млн. рублей и 684 тыс. долларов США - другие источники.
6. ОЖИДАЕМАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы реформирования и развития экономики города Печоры предполагает создание в районе предпосылок для формирования жизнеспособных в рыночных условиях промышленного и сельскохозяйственного производств, достижения сбалансированности их развития.
Загрузка Печорской ГРЭС до проектной мощности даст снижение тарифов для промышленных потребителей Республики Коми до 10 проц. Развитие системы теплоснабжения города от Печорской ГРЭС позволит решить острую проблему в обеспечении теплоснабжением речной части города.
Развитие нефтяной и газовой промышленности с доведением объемов добычи нефти до 1,329 млн. тонн и газа до 300 млн. кубометров создаст новые рабочие места в районе, увеличит налоговые поступления в городской бюджет, что будет способствовать стабилизации социально-экономической обстановки в городе и районе.
Строительство автодорог "Печора - Чикшино - Ухта", "Печора - Усть - Уса - Усинск", "Печора - Вуктыл" и понтонной переправы через реку Кожву будет способствовать развитию населенных пунктов и сельского хозяйства, улучшению связи с районами Республики Коми и центральными областями России.
Ввод в районе новых мощностей по заготовке и переработке древесины, осуществление мероприятий по обновлению основных фондов деревообрабатывающих предприятий позволят стабилизировать деятельность предприятий лесной отрасли, увеличить объемы заготовки древесины на 12 проц., переработку древесины - на 10 проц., а также повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Оказание государственной поддержки агропромышленному комплексу, его реформирование создадут предпосылки для стабилизации производства, реализации сельхозпродукции, а также повысит жизненный уровень жителей сельских населенных пунктов.
Ввод в эксплуатацию в 1998 году новой телефонной станции на 8 тысяч номеров на базе цифрового оборудования даст возможность полностью удовлетворить потребность населения в услугах телефонной связи.
Реализация инвестиционных проектов АО "Атланта" и АО "Печорская мебельная фабрика" позволит улучшить ассортимент выпускаемой продукции из натуральной древесины, увеличить ее сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынке и, как следствие, увеличить налогооблагаемую базу этих предприятий.
Разработанный комплекс мер по финансовому оздоровлению позволит снизить дефицит городского бюджета на 4 проц.
7. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Реализацию мероприятий Программы осуществляют администрация города Печоры, соответствующие отраслевые министерства Республики Коми, предприятия и организации, функционирующие на территории района. По результатам каждого полугодия исполнители Программы готовят и направляют в Министерство экономики Республики Коми информацию о ходе работ по ее реализации.
Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономики Республики Коми, которое на основе анализа информации исполнителей Программы готовит и в установленном порядке представляет в Администрацию Главы Республики Коми справки, записки и другие материалы о ходе реализации Программы.