Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Коми91.txt.9566
Коми

РЕШЕНИЕ Сыктывкарского городского суда РК от 05.07.2004
<О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ЗАКОНУ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ РЕШЕНИЯ СОВЕТА МО "ГОРОД СЫКТЫВКАР" № 10/03-132 ОТ 22.03.2004>

Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 30.09.2004, № 40 (опубликовано с сокращениями)






СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2004 года

Сыктывкарский городской суд
в составе председательствующей судьи Петровой Е.Е.
при секретаре Пятибратовой Л.П.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 5 июля 2004 года дело по заявлению Щербакова Михаила Дмитриевича о признании решения Совета МО "Город Сыктывкар" противоречащим закону и не подлежащим применению и

установил:

Щербаков М.Д. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 от 22.03.2004 противоречащим закону и не подлежащим применению.
В судебном заседании Щербаков М.Д. свои требования поддержал.
Представители Совета МО "Город Сыктывкар" с заявлением Щербакова М.Д. не согласились.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 22.03.2004 было принято решение Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 "Об утверждении размера оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению". Согласно п. 1 указанного решения с 01.04.2004 на территории муниципального образования "Город Сыктывкар" были утверждены цены и тарифы на ЖКУ, оказываемые населению, исходя из полного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление ЖКУ. Согласно п. 2 этого решения было постановлено обеспечить меры социальной защиты малообеспеченных граждан в соответствии с установленным порядком предоставления гражданам субсидий на оплату ЖКУ, исходя из максимально допустимой доли расходов в размере 15%.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. от 06.05.03) оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг. Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год, нормативные правовые акты о бюджетах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год.
В соответствии со ст. 15.1 указанного Закона размер платы за содержание жилья и размер платы за ремонт жилья в жилищном фонде независимо от форм собственности устанавливаются дифференцированно в зависимости от общей площади жилого помещения и комплекса оказываемых услуг. Размер платы за наем жилого помещения устанавливается дифференцированно в зависимости от общей площади и качества жилого помещения.
Статьей 12 Закона РК "О местном самоуправлении в Республике Коми" к вопросам местного значения отнесено содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений. Согласно ст. 18 названного Закона принятие правовых актов общеобязательного характера по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования, находится в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления. Аналогичная норма содержится в ст. 15 ч. 3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которому в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 36 Устава МО "Город Сыктывкар". К ведению Совета МО "Город Сыктывкар" относится и установление новых ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Правительством Российской Федерации 2 августа 1999 г. принято Постановление № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", пунктом 8 которого предусмотрено, что органами местного самоуправления утверждаются: нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.
Из представленной истцом квитанции на оплату ЖКУ следует, что он проживает в благоустроенном жилом доме, находящемся в муниципальном жилищном фонде г. Сыктывкара, на условиях социального найма и производит оплату за найм жилья, жилищные услуги, отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ и вывоз твердых бытовых отходов, в связи с чем суд проверяет законность решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 от 22.03.2004 в части установления тарифов, за которые Щербаков М.Д. производит оплату, т.е. в части, затрагивающей его интересы. В остальной части производство по делу прекращено определением суда.
Суд считает, что перед принятием оспариваемого Щербаковым М.Д. решения Совет МО "Город Сыктывкар" не располагал данными об экономическом обосновании существующих цен и тарифов.
Так, доводы представителей Совета МО о том, что существующие цены и тарифы установлены на основании заключения ГУ РК "Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве", не могут быть приняты судом во внимание, т.к. указанный Центр выполнял расчеты затрат на услуги, определял размер удельных затрат на указанные услуги и делал вывод об их экономической обоснованности и возмещении затрат работы предприятий. Других доказательств, подтверждающих, что указанный Центр проводил экспертизу экономической обоснованности вводимых муниципальным образованием тарифов, представители Совета МО "Город Сыктывкар" суду не представили. При этом оснований для признания проведенных расчетов размера удельных затрат экспертизой экономической обоснованности тарифов не имеется.
Согласно разделу III Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ № 425 от 28.04.1997, реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня. Исходя из положения указанного нормативного акта суд приходит к выводу, что представленные расчеты размеров удельных затрат не свидетельствуют о проверке соответствия тарифов на услуги их экономически обоснованному уровню.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Щербакова М.Д. подлежат удовлетворению в части признания противоречащим закону и не подлежащим применению решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 от 22.03.2004 в части утверждения с 01.04.2004 на территории МО "Город Сыктывкар" цен и тарифов на ЖКУ, оказываемых населению, исходя из полного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление ЖКУ населению, согласно: Подразделу 1.1 Приложения № 1 позиции 1.1.1 "Благоустроенные жилые дома независимо от наличия лифта и мусоропровода со всем видами благоустройства"; Подразделу 1.2 Приложения № 1 позиции 1.2.4 "Вывоз твердых бытовых отходов"; Приложениям № 2 и 7. Также следует обязать Совет МО "Город Сыктывкар" опубликовать настоящее решение суда в СМИ.
Одновременно суд не находит оснований для признания противоречащим закону и не подлежащим применению п. 2 оспариваемого решения Совета МО "Город Сыктывкар".
В соответствии с Подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 797, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг начиная с 2001 года составит 22 процента и далее меняться не будет.
Одновременно п. 2 оспариваемого решения Совета МО "Город Сыктывкар" устанавливает максимально допустимую долю расходов граждан на оплату ЖКУ - в размере 15%.
Таким образом, п. 2 решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 от 22.03.2004 не нарушает права и охраняемые законом интересы Щербакова М.Д., а потому оснований для признания его противоречащим закону и не подлежащим применению не имеется. В удовлетворении требований Щербакова С.М. в этой части следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим закону и не подлежащим применению решение Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 от 22.03.2004 в части утверждения с 01.04.2004 на территории МО "Город Сыктывкар" цен и тарифов на ЖКУ, оказываемых населению, исходя из полного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление ЖКУ населению согласно:
- Подразделу 1.1 Приложения № 1 позиции 1.1.1 "Благоустроенные жилые дома независимо от наличия лифта и мусоропровода со всем видами благоустройства";
- Подразделу 1.2 Приложения № 1 позиции 1.2.4 "Вывоз твердых бытовых отходов";
- Приложениям № 2 и 7.
Обязать Совет МО "Город Сыктывкар" опубликовать решение суда о признании противоречащим закону и не подлежащим применению решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 от 22.03.2004 в части утверждения с 01.04.2004 на территории МО "Город Сыктывкар" цен и тарифов на ЖКУ, оказываемых населению, исходя из полного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление ЖКУ населению, согласно:
- Подразделу 1.1 Приложения № 1 позиции 1.1.1 "Благоустроенные жилые дома независимо от наличия лифта и мусоропровода со всем видами благоустройства";
- Подразделу 1.2 Приложения № 3 позиции 1.2.4 "Вывоз твердых бытовых отходов";
- Приложениям № 2 и 7 - в средствах массовой информации.
В удовлетворении требований Щербакова Михаила Дмитриевича о признании противоречащим закону и не подлежащим применению п. 2 решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 10/03-132 от 22.03.2004 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней, начиная с 13.07.04.

Председательствующий
Е.Е.ПЕТРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru